1.1. Основные права и свободы человека и гражданина изложены в главе 2 Конституции Российской Федерации. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. К основным правам относятся:
- равенство граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- право на жизнь;
- достоинство личности;
- свобода и личная неприкосновенность;
- тайна частной жизни, переписки и телефонных переговоров, защита чести и доброго имени;
- неприкосновенность жилища;
- свобода передвижения, выбора место пребывания и жительства;
- свобода совести, свобода вероисповедания;
- свобода мысли и слова;
- право на объединение;
- право избирать и быть избранным;
- право обращения в органы власти;
- право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
- право частной собственности;
- свобода труда;
- материнство и детство, семья находятся под защитой государства;
- право на социальное обеспечение;
- право на жилище;
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;
- право на образование;
- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина, каждому гарантируется судебная защита его прав. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Действует презумпция невиновности, которая означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Каждое право имеет пределы осуществления: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17 Конституции Российской Федерации).
1.2. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
1.3. Конституция РФ устанавливает следующие обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы;
- заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;
- получить основное общее образование;
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
- платить законно установленные налоги и сборы;
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
- защищать Отечество, в том числе нести военную службу.
1.4. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Законом Ивановской области от 08.11.2012 № 90-ОЗ «Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области, о правовом информировании и правовом просвещении населения Ивановской области» право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют:
- граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;
- инвалиды I и II группы;
- ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
- лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
- усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
- граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации;
- граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, - по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
- лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение двух месяцев со дня освобождения - по вопросам трудоустройства.
Перечень исполнительных органов государственной власти Ивановской области, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи
в Ивановской области, утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 № 50-п «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Ивановской области».
2. Компетенция и порядок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, полномочия их должностных лиц.
Полномочия начальника Департамента спорта Ивановской области определены Положением о Департаменте спорта Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 07.03.2018 № 57-п.
Компетенция и порядок деятельности Департамента спорта Ивановской области, полномочия его должностных лиц определяются в соответствии с Положением о Департаменте спорта Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 07.03.2018 № 57-п, должностными регламентами государственных гражданских служащих Департамента.
В подразделе «О Департаменте» раздела «Департамент» размещено Положение о Департаменте спорта Ивановской области.
3. Правила оказания государственных услуг.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ), постановлением Правительства Ивановской области от 17.01.2013 N 6-п «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных (муниципальных) услуг исполнительными органами государственной власти Ивановской области», административными регламентами предоставления государственных услуг.
1. Порядок и правила предоставления государственных услуг определяются соответствующими административными регламентами предоставления государственных услуг в соответствии со следующими основными принципами предоставления государственных услуг:
· правомерность предоставления государственных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг;
· заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг;
· правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных услуг, платы за предоставление государственных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг;
4. Основания, условия и порядок обжалования решений и действий Департамента финансов Ивановской области и его должностных лиц.
Каждый гражданин вправе обжаловать действия (бездействие) либо принятые Департаментом решения.
Вопросам судебного обжалования правовых актов посвящены положения главы 24 и главы 25 Гражданского процессуального Российской Федерации, положения главы 23 и главы 24 Арбитражного процессуального Российской Федерации, а также главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
5. Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.
Основной формой взаимодействия граждан между Департаментом спорта Ивановской области, его должностными лицами и гражданами являются письменные и устные обращения граждан. Порядок указанного взаимодействия, а также совершения гражданами юридически значимых действий, определяется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Можно выделить следующие типичные ошибки при совершении гражданами юридически значимых действий при направлении обращений в органы государственной власти:
- в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (исключения составляют обращения, содержащие информацию о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившим);
- в обращении содержатся вопросы, являющиеся предметом рассмотрения в судебных органах или излагаются вопросы, по которым имеются вступившие в законную силу судебные решения. В последнем случае гражданину возвращается обращение с разъяснением порядка обжалования судебного решения;
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- текст письменного обращения не поддается прочтению;
- в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно (не менее двух раз) руководством Департамента направлялись письменные ответы по существу, при этом в очередном обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную, врачебную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- от гражданина поступило заявление о прекращении рассмотрения обращения;
- обращение содержит информацию о действиях (бездействии) должностных лиц, при этом отсутствует возможность его направления на рассмотрение по подведомственности в органы или должностным лицам. Обращение возвращается гражданину с разъяснением права обжалования в судебные органы.
Каждый гражданин имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию.